1 лютого 2016

Еврономера пока не помогли компании «Молочный Альянс» завоевать рынок ЕС, но возможности для экспорта расширили

Нынешний запрет РФ на ввоз украинской продукции если для кого в нашей стране и стал новым вызовом, то только не для молочников. Они с российским «железным занавесом» столкнулись еще в 2013 г.

Для компании «Молочный Альянс» (которую в 2006 г. основали Федор Шпиг и Александр Деркач после продажи банков «Аваль» и «Престиж») закрытие российского рынка тогда обернулось сокращением производства сыров на 50%. До 2013 г. компания отгружала в РФ ежегодно 60%, или 15 тыс.т, выпускаемых сыров на $60 млн. В «Молочном Альянсе» задолго до закрытия рынка ожидали возникновения проблем с экспортом в Россию.

И хотя понимали, что рынку северного соседа нет готовой альтернативы, начали работать над получением разрешения для выхода на рынки стран ЕС.

Разрешение получили, оказавшись в десятке украинских молочных компаний — обладателей регистрационных еврономеров, позволяющих экспортировать продукцию в Евросоюз.

Теперь улучшать показатели компания планирует за счет выхода на новые рынки сбыта. Правда, не обязательно европейские.

Европодготовка

«К получению разрешений для выхода на европейский рынок мы начали готовиться как минимум за два года до того, как в октябре 2014 г. предприятия посетили представители Еврокомиссии, — говорит Сергей Вовченко, председатель наблюдательного совета группы компаний „Молочный Альянс“.

— Мы понимали, что на европейский рынок пробиться будет очень трудно. Но знали, что, получив право продавать наши товары в Европу, будем иметь больше шансов быть принятыми на азиатских, арабских, африканских рынках».

Первоначально компания готовила для инспектирования три предприятия. Но ответственные ми¬нистерские чиновники попросили быть поскромнее: мол, в стране всего будут инспектировать 10 предприятий.

В результате комиссия SANKO проверила ПАО «Золотоношский маслодельный комбинат» («ЗМК»; Черкасская обл.) и филиал ПАО «Яготинский маслозавод» «Яготинское для детей» (Киевская обл.).

Проверке предшествовала серьезная всесторонняя подготовка. Собственно, завод детского питания, запущенный в эксплуатацию в 2012 г., в который компания инвестировала $20 млн, изначально строился в соответствии с международными требованиями и не нуждался в изменениях и дополнительных вложениях.

А вот в «ЗМК» компания ежегодно вкладывала средства, обновляя технологию. Установив дополнительное оборудование, изменили приемно-аппаратное отделение, чтобы разделить приемку и дальнейшую переработку молока, закупленного у населения и сельхозпредприятий, реконструировали цех по производству сухого молока и сухой сыворотки, построили современные складские помещения, новую энергоэффективную компрессорную станцию для обеспечения предприятия холодом, а также установили мощную станцию электродиализа для деминерализации сыворотки. Совокупный объем инвестиций в предприятие в 2012—2014 гг. превысил 100 млн грн.

Европроверка

Каждое предприятие компании комиссия проверяла по пять дней. Начали с документации: когда внедрены и кем подтверждены стандарты ISO и НАССР. Провели аттестацию персонала на знание и соблюдение технологических инструкций. Наблюдали всю технологическую цепочку.

В том числе выезжали в молочные хозяйства, чтобы убедиться, что молоко на предприятия поставляют реальные фермы. «Мы доказали, что в Золотоноше нам достаточно молока от сельхозпредприятий, чтобы иметь отдельное производство продукции, отвечающей европейским требованиям», — вспоминает г-н Вовченко.

Хотя в компании понимали, что пробиться на европейский рынок с сырами будет сложно, инспекторам все же показали производство не только сухого молока и сыворотки, но и твердых сыров.

Проверяющие высоко оценили технический и технологический уровни заводов. Оба предприятия комиссия признала соответствующими европейским требованиям и внесла их в перечень утвержденных экспортеров в ЕС.

Еврореальность

Получив разрешение, «Молочный Альянс» планирует поставлять в ЕС сливочное масло, сухое обезжиренное молоко, сыворотку и молоко длительного хранения. Как сказал г-н Вовченко, на заводе детского питания, который сейчас перерабатывает 50 т (при мощности 100 т) молока в сутки, компания могла бы выпускать молоко длительного хранения для европейских сетей под их торговыми марками (private label).

Запросы в европейские торговые сети уже разосланы, хотя украин¬ские молочники отдают себе отчет в том, что быстро найти себя в каком-либо качестве в европейской рознице будет сложно.

Кроме того, через Европейскую Бизнес Ассоциацию компания отправила предложения в страны, где много экспатов из Украины, — в Италию, Испанию, Грецию. «Может, удастся поставлять в эти страны хотя бы по 20 т сыра, масла и молока в месяц», — скромно допускает г-н Вовченко.

Руководитель компании признается — сейчас европейский рынок интересен больше как составляющая имиджа, а не возможность заработать.

В Украине себестоимость молочной продукции высока (качественное молочное сырье стоит дороже, чем в Европе, и дотации от государства украинские молочники не получают, в отличие от европейских), а цены на молочные продукты на внешнем рынке невыгодные.

После отмены квот на производство молока в ЕС в апреле 2015 г., а также вследствие закрытия доступа на рынок РФ молочный рынок Евросоюза переживает кризис (избыточное предложение молока с одновременным снижением цены, которая достигла критического уровня к концу прошлого года).

К примеру, датская молочная компания FrieslandCampina начала выплачивать фермерам бонусы за сокращение поставок молока.

Следствием этого кризиса стало снижение цен: 1 т сухого молока покупают не более чем по $1,7 тыс., 1 т сухой сыворотки — не более чем по $500. Кроме того, квота на беспошлинные поставки в ЕС, в частности сухого молока, тоже мизерная — 1,5 тыс.т в год, на сыры и сухую сыворотку квот вообще нет. «ЗМК» за месяц может сам произвести 1,5 тыс.т сухих молочных продуктов. А ЕС открыл экспорт молочной продукции 10 предприятиям и дал квоту всего в 1,5 тыс.т на год…» — возмущается Сергей Вовченко.

Другие направления

Несмотря на сложности с европейским рынком, разрешение Еврокомиссии открывает украинским молочникам выход на другие рынки. В частности, буквально через два дня после получения европейского разрешения Молдавия дала добро на поставки продукции 30 мясным и молочным предприятиям из Украины.

В «Молочном Альянсе» такое разрешение получили четыре завода. Хотя, разумеется, Молдавия — рынок небольшой и не компенсирует экспортные потери компании в России. И, как сказал г-н Вовченко, «если нам удастся реализовать в этой стране 500 т сыра за год — это будет успех».

Он вообще считает, что в ближайшие три года компенсировать потери от закрытия российского рынка компании не удастся. Но «Молочный Альянс» делает все возможное, чтобы закрепить за собой статус ответственного игрока на международном рынке.

Например, после вынужденного 8-летнего перерыва в прошлом году компания поставила 9 контейнеров сухой сыворотки в Японию. Разумеется, 162 т продукции — это не объем, а $70 тыс. — не заработок. Но статус…

Неплохим подспорьем европейские экспортные разрешения могут стать для компании и на африканском рынке. В принципе, молочные предприятия, вошедшие в состав компании «Молочный Альянс», традиционно экспортировали выпускаемую продукцию.

Например, сухие молочные продукты в 28 стран, в том числе Африки, Азии, Ближнего Востока. Но если раньше компания экспортировала продукцию в Африку через европейских дистрибуторов, то теперь пытается наладить прямые контакты.

«Осенью прошлого года наша делегация была в Южно-Африканской Республике на продуктовой выставке. Интерес у африканцев есть, но до контрактов пока, к сожалению, дело не дошло», — отмечает г-н Вовченко.

В поле зрения компании и страны СНГ. Кстати, в прошлом году «Молочный Альянс» значительно нарастил экспорт сырного продукта в Казахстан, отправив туда более 5 тыс.т этого товара. Хотя в отличие от сыра ($4 за 1 кг) экспортная цена на сырный продукт почти вдвое меньше ($2,25 за 1 кг).

Правда, с поставками в Казахстан в этом году также возникли трудности: РФ заблокировала транзит продукции через свою территорию. Если раньше машина с товаром приходила в Казахстан за 7–10 дней, сейчас — за 20.

Как рассказал г-н Вов¬ченко, теперь в Гомеле (Белоруссия) товар проходит таможню в течение пяти дней. Белорусы с особой тщательностью выполняют все требования «старшего брата».

Чтобы украинский груз мог транзитом пересечь территорию РФ, Россия требует подтверждения торгового контракта украинцев с казахским партнером за подписью премьер-министра Казахстана.

На российской таможне в Смоленске украинский груз ставят на площадку, пока не сформируется колонна из 15 автомобилей, чтобы под российским конвоем их отправить в Казахстан. Причем услуги конвоя обходятся в $250–600 за одну машину.

Однако трудности не останавливают украинских экспортеров. Тем более что из всех зол надо выбирать меньшее. В прошлом году компания провела эксперимент: отправила товар в Казахстан морем (точнее — двумя морями: Черным и Каспийским, через Грузию и Азербайджан).

И этот опыт в меньшей степени удовлетворил молочников, потому что, во-первых, занял около 45 дней — почти как в Китай. Во-вторых, потому, что перегрузки контейнеров с автомобильного транспорта на морской и обратно могут не лучшим образом сказаться на доставляемых продуктах.

На Восток

Параллельно с подготовкой «евровиз» компания начала движение к большим рынкам Востока. С 2012 г. «Молочный Альянс» занимался поисками партнеров в Китае.

«Наши сотрудники выезжали на встречи с потенциальными дистрибуторами, изучали непростой китайский рынок», — рассказывает г-н Вовченко. То, что рынок непрост, подтвердили проверяющие из Поднебесной.

Приехав на Золотоношский комбинат, они не поверили исследованиям, сделанным в Украине, и повезли образцы продукции в свои лаборатории. Китайские партнеры согласились покупать сухую сыворотку, если количество бактерий на 1 куб.см в ней будет таким, как у немецких поставщиков этого продукта.

Чтобы удовлетворить эти требования, компания потратила $1,5 млн на новое оборудование. В октябре 2015 г. ветеринары обеих стран подписали межправительственное соглашение о торговле, и уже в ноябре «Молочный Альянс» отправил в Китай первую партию сыворотки (300 т).

В этом году, как сказал г-н Вовченко, компания хотела бы продать Поднебесной 5 тыс.т сухой сыворотки. Но возможность поставки этого продукта зависит не только от желания китайской стороны, но и от того, сколько сыра будет варить компания.

Так как сыворотка — это побочный продукт сырного производства. А его объемы, как уже упоминалось выше, в компании сократились вдвое — с 33 тыс.т до 16 тыс.т сыров в год.

Есть планы поставлять в Китай молоко длительного хранения и сливочное масло. Для этого, еще до подписания межправительственного соглашения, компания зарегистрировала в Китае свою торговую марку «Slavia».

Регистрационный сертификат действителен на всей территории КНР в течение 10 лет. Но пока конкретные договоренности по поводу поставок молока и масла еще не достигнуты.

«Молочный Альянс» активно ищет возможность выйти на другой большой восточный рынок — рынок Индии, численность населения которой превышает 1 млрд человек. Хотя Индия — наибольший в мире производитель молока, она импортирует молочные продукты.

«Проблема в том, что нас не знают на этом рынке, и мы ищем, с кем можно было бы скооперироваться, чтобы поставлять туда продукцию», — поясняет Сергей Вовченко.

Редактор: Силивончик Алла Викторовна